Город, вставший из руин
Военное поколение, пережившее самую страшную войну в истории человечества, а потом сразу принявшееся отстраивать разрушенные города и посёлки. Люди самых разных профессий, подчас даже школьники! - они были настоящими героями своей страны. И их дела навеки вписаны в историю нашего края.
Как шло послевоенное восстановление Донецка? Предлагаем вашему вниманию фрагменты книги «Донецк. Архитектурно-исторический очерк», увидевшей свет почти сорок лет назад (коллектив авторов: С. К. Килессо, В. П. Кишкань, В. Ф. Петренко, С. И. Северин, А. В. Съедин. Киев: Будівельник, 1982 г.).
…Освобожденный Советской Армией в сентябре 1943 г. город Сталино представлял собой страшную картину опустошения и разрухи. Отступая под ударами советских войск, фашисты взрывали шахты, здания заводов и фабрик, предприятий коммунального хозяйства, водопровод, мосты и другие объекты инфраструктуры. Было разрушено более 3700 жилых домов. За время оккупации фашисты уничтожили 167 тысяч человек, из более полумиллиона довоенных жителей осталось всего 175 тысяч.
Буквально с первого дня Сталино превратился в огромную строительную площадку. К 1949 году был достигнут довоенный уровень добычи угля, а через год восстановлены все предприятия, которые в 1950 году на 70% превысили довоенный уровень выпуска продукции. В 1950 году в городе работали 3 вуза, 10 техникумов, 139 школ, в которых обучалось свыше 11 тысяч студентов и более 75 тысяч школьников. 50-е годы стали для города временем дальнейшего бурного развития промышленности, городского хозяйства, здравоохранения, расширения и улучшения бытового обслуживания, роста культуры. За 1950-1959 годы население возросло с 500 до 730 тысяч человек. В течение первого послевоенного десятилетия был полностью восстановлен и более чем в 2,5 раза увеличился капитальный жилой фонд.
Развернувшееся в больших объемах строительство требовало быстрого создания проектной документации по восстановлению и реконструкции; проведение этих работ было поручено Гипрограду – Украинскому государственному институту проектирования городов, занимавшемуся на местах разработкой проектов районной планировки, застройкой городов и посёлков, жилых и общественных зданий, проектами озеленения объектов ландшафтной архитектуры, курортов. Специалисты Гипрограда сразу же приступили к разработке проекта первоочередных мероприятий по восстановлению Сталино. Проект был закончен в 1944 году, а в 1945 году Гипроград составил схему генерального плана города, в которой были решены основные положения дальнейшего развития города, послужившие обоснованием к проекту первоочередных мероприятий по его восстановлению. Схема была разработана для трёх центральных районов: Калининского, Сталинозаводского и Куйбышевского. Разрабатывался также ряд проектов детальной планировки, в том числе центральной административно-общественной площади города, привокзальной площади, районов Калиновки, Октябрьского поселка и других. В 1946-1947 годах был создан проект реконструкции центра, а в 1947-1948 годах - комплексная схема размещения текущего строительства на 1948-1952 годы. Параллельно с этими работами в большом объеме проводились топографическая съемка территории города в его административных границах, а также работы по уточнению промышленной геологии, что позволило в 1947 году приступить к составлению генерального плана.
Больница Калинина (фото начала 50-х годов)
Первый послевоенный проект генплана Донецка в его современных административных границах был разработан Гипроградом в 1949 году (архитекторы В. И. Новиков, Д. М. Баталов, Э. Г. Теплицкий, Д. С. Бойченко, О. Н. Трикаш, П. М. Лежнев и др.). В связи с тем что к тому времени в городе уже имелась значительная промышленность, проектом предусматривалось ограничение дальнейшей концентрации промышленных предприятий. Кроме развития существующих производств, намечались закладка новых мощных шахт для добычи каменного угля, а также строительство лишь тех новых предприятий, которые призваны обеспечить потребности населения города, - пищевой и легкой промышленности, промышленности стройматериалов и строительной индустрии.
Большое внимание уделялось развитию внешнего транспорта - железнодорожного, автомобильного и воздушного; предусматривалось значительное строительство автомобильных, в том числе скоростных дорог, создание обходных трасс для транзитного движения. Протяженность линий трамвая планировалось довести до 93 км, а троллейбуса - до 25. Намечались также большие объемы работ по дальнейшему развитию бытового и промышленного водоснабжения, канализации, энергоснабжения, теплофикации и газификации города. Особое внимание уделялось работам по озеленению и обводнению городских и пригородных территорий.
Наряду с восстановлением разрушенных жилых домов развернулось новое жилищное строительство, поднялись из руин наиболее значительные общественные здания: Дом Советов, Главный почтамт и АТС, комбинат Донецкуголь, Управление Донецкой железной дороги, гостиница «Донбасс», кинотеатр «Комсомолец», библиотека им. Н. К. Крупской, Дворец культуры имени И. Франко, учебные корпуса политехнического и медицинского институтов и многие другие.
Библиотека им. Н. К. Крупской
В восстановительный период с октября 1943 по 1954 годы всё еще преобладала тенденция к созданию новых и наращиванию существующих разрозненных поселков при отдельных промышленных предприятиях. В центральной же части города выборочно отстраивались и реконструировались разрушенные и сожженные во время войны капитальные здания, возводились отдельные новые дома вдоль главных улиц.
Наряду с этим, в соответствии с генпланом, осуществлялись работы по капитальной реконструкции центра и дальнейшему совершенствованию уличной сети. Так, в 1947 г. из центра вынесены остатки старого кирпичного завода, который размещался в районе пересечения проспекта 25-летия РККА и улицы Университетской - здесь была начата закладка бульвара им. А. С. Пушкина; велись работы по сносу старой застройки на месте современной центральной площади им. В. И. Ленина - в северной ее части уже в 1949 году был заложен сквер.
До 1950 года застройка центра осуществлялась, в основном, вдоль улицы Артема на участке от металлургического завода до бульвара Т. Г. Шевченко. Развитие же центра в широком направлении сдерживалось, в частности, тем, что с западной стороны непосредственно к улице Артема примыкали территории товарной станции с торговыми и строительными базами, складами. После 1950 года, когда были сняты железнодорожные линии, а для складов и баз, в соответствии с генпланом, выделены другие участки, началась прокладка новой улицы - Университетской, застройка ее осуществлялась быстрыми темпами. Появилась также возможность продолжить бульвар А. С. Пушкина до пересечения с бульваром Т. Г. Шевченко. Кроме того, с выносом товарной станции поперечные проспекты получили выход в сторону балки Бахмутки и далее в Куйбышевский район города.
Памятник Т. Г. Шевченко на одноименном бульваре
В этот же период велись большие работы по созданию первого большого пруда на реке Кальмиус, началось осуществление реконструкции проспекта Ильича, расширение проезжей части и тротуаров улицы Артема, в том числе вдоль ее выхода к железнодорожному вокзалу, а также вдоль Киевского проспекта, положено начало реконструкции района бывшей Семеновки, расположенной на приречных склонах, продлению в северном направлении улицы Челюскинцев и ряд других работ.
В послевоенные годы в первую очередь восстанавливались разрушенные многоэтажные дома, а также строились в основном одноэтажные, а иногда 2- и 3-этажные жилые здания. В 1948 году Гипроград разработал для Донбасса серии типовых проектов домов, отличающихся этажностью, числом и типами квартир, конфигурацией плана и объемными решениями. В них было предусмотрено минимальное количество стандартных элементов строительных деталей, рассчитанных на применение местных строительных материалов - кирпича, шлакоблоков и природного камня. Жилая площадь 2-комнатных квартир составляла 24-30 м2, 3-комнатных – 34-38 м2. В каждой квартире были кухня, санузел и застекленная веранда.
Из металлургических шлаков было налажено производство шлакоблоков, которые использовались для возведения стен домов. Шлакоблоки затем штукатурились, крышу покрывали черепицей или шифером. Белые дома в сочетании с яркокрасной черепицей и цветными деталями (наличники окон, цоколи, двери и т. д.) придавали застройке нарядный вид.
В эти годы расширялись существующие и возникали новые поселки при шахтах и других промышленных предприятиях. Характерным примером строительства того периода может служить поселок шахты им. Абакумова.
Укрепление строительных организаций, обеспечение их средствами механизации позволили в дальнейшем вести строительство все большими темпами, шире внедрять многоэтажную застройку. В 1949 - 1953 годах широкое распространение получают угловые и торцовые секции. Это давало возможность компоновать здания различной конфигурации в соответствии с градостроительными условиями. Жилым домам, сооружаемым на главных улицах и площадях, уделялось больше внимания, что проявлялось в укрупнении объемов, увеличении этажности, монументализации и насыщенности архитектурными деталями. Во многих случаях применялись эркеры, лоджии и другие элементы, не предусмотренные в типовых секциях. Первые этажи жилых домов часто отводили для торговых предприятий, детских садов, пионерских комнат, ремонтно-бытовых мастерских, кинотеатров и других учреждений культурно-бытового обслуживания. В связи с этим первые этажи решались более монументально, их отделяли от верхних тягами или выносили вперед.
Доминировала поквартальная застройка с преимущественно групповым и периметрально-комбинированным размещением домов. Зеленые насаждения занимали до 60% площади кварталов, что создавало здоровые условия жизни.
Характерным примером жилищного строительства начала 50-х годов является жилой дом, расположенный на ул. Университетской между проспектами Маяковского и Комсомольским (арх. Г. И. Навроцкий). Дом хорошо вписывается в рельеф, его фасады отличаются гармоничными пропорциями. Угловая секция запроектирована более высокой, чтобы создать визуальный акцент, пространственно завершающий композицию улицы.
Жилой дом, расположенный на ул. Университетской между проспектами Маяковского и Комсомольским
Развитие строительной индустрии позволило увеличить этажность жилищного строительства: в поселках при шахтах с начала 50-х годов возводятся преимущественно 3-этажные дома. Укрупняются и строительные элементы - вместо кирпича и мелких шлакоблоков применяются крупные блоки. С середины 50-х годов осуществляется переход к возведению стен из двух типов блоков - подоконного и простеночного. По существу, это уже были не блоки, а панели.
Примером крупноблочного строительства являются 3-этажные дома поселка шахты Мушкетовская-Заперевальная (1954-1956 годы). В том же поселке в 1956 году построены первые крупнопанельные дома с двухрядной разрезкой стен (проект Центрогипрошахта). В качестве несущего остова в них применен железобетонный каркас, на который навешивались легкие керамзитобетонные стеновые панели. Это давало возможность сократить сроки возведения жилого дома, позволило перенести многие строительные процессы в заводские цеха. Каркасные дома выдерживали проседание грунта, что давало возможность перейти к многоэтажному индустриальному домостроению на подрабатываемых территориях. Таким образом, строители Донецка были в числе первых, кто начинал каркасно-панельное домостроение в УССР.
В первое послевоенное десятилетие большое внимание уделялось строительству массовых общественных зданий - школам и дошкольным учреждениям, Дворцам культуры, кинотеатрам, больницам и поликлиникам. Возводились и уникальные здания: именно в Донецке появился новый тип сооружения - крытый спортивный зал, рассчитанный не только на проведение тренировок, но и на размещение значительного количества зрителей. В городе были построены крупнейшие в стране комплексы научно-исследовательских и административных учреждений, а также другие значительные общественные здания. Общественные здания становились доминирующими объемами в городских архитектурных ансамблях и во многом определили художественный облик города. В их архитектуре широко использовались композиционные приемы и формы классики - для них характерны колоннады, аркады и другие элементы ордерной системы при обязательных симметричных композициях фасадов и планов зданий.
Самыми распространенными массовыми общественными сооружениями Донецка послевоенного десятилетия стали детские ясли, сады и школы. Особенно широко применялся проект детского сада на 125 мест, разработанный архитектором Н. А. Якобсоном. Компактный план позволял с успехом возводить такие здания как в застроенных, так и в новых кварталах. Детский сад был рассчитан на размещение пяти групп - двух на первом и трёх на втором этаже.
Из многих типов школ в Донецке предпочтение отдавалось серии типовых проектов, разработанной архитекторами И. Ю. Каракисом и Н. Г. Савченко. Объемно-пространственное решение школ этой серии отличается компактностью, их размеры в плане одинаковы, а вместимость повышается от 280 до 400 мест только за счет увеличения этажности.
В 1955 году по проекту архитектора Н. И. Порхунова и инженера С. А. Позиной по улице Челюскинцев возведен Донецкий горно-обогатительный техникум.
Порхунов Николай Иванович (1904–1980), советский архитектор
Советский архитектор, проектировщик. Член Союза архитекторов СССР. Обучался на архитектурном факультете Одесского художественного института (1925–1930). В 1928 году в Сталино по проекту Г. Яновицкого и Н. Порхунова был построен кинотеатр «Комсомолец».
В 1934 году отреставрировал здание Дома советов на площади Ленина, построенное в 1929 году по проекту архитектора Людвига Ивановича Котовского. Работы по реконструкции были приурочены к семнадцатой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Во время реконструкции полностью изменили отделку здания и достроили четвёртый этаж.
В 1936 году по проекту Н.И. Порхунова под Дворец пионеров было перестроено здание клуба строителей, построенное по проекту архитектора Г. Яновицкого.
В 1936 году по проекту Порхунова был построен институт гигиены труда на улице Челюскинцев (Позже здание занял донецкий областной апелляционный суд).
Во время строительства гостиницы «Донбасс» в 1938 году переработал проект И. И. Речаника и А.А. Шуваловой. Здание в военное время было частично разрушено. С 1947 по 1949 годы здание гостиницы было реконструировано по проекту Н. И. Порхунова.
В 1945 году институтом «Гипроград» была составлена схема развития центральных районов Донецка. Н.И. Порхунов принимал участие в разработке этой схемы, над которой также работали А. Д. Кузнецов, Б. В. Дабановский, Г. И. Навроцкий, Л. С. Барабаш, Г. А. Благодатный и другие.
Донецкая областная библиотека имени Крупской, построенная в 1935 году по проекту архитектора Эммануила Львовича Гамзе во время Великой Отечественной войны сильно пострадала и до 1955 года велись ремонтные работы и реконструкция по проекту Н. И. Порхунова.
Клубы и Дворцы культуры, кинотеатры возводились как на основе типовых, так и с использованием индивидуальных проектов. Среди типовых наиболее часто применялся клуб с залом на 500 мест, разработанный архитектором К. К. Барташевичем. По этому проекту в Донецке было возведено три клуба: им. Куйбышева, завода им. Ленинского комсомола и в поселке шахты им. Абакумова. Здание обеспечивает все условия для проведения клубной работы, прекрасный зал со сценой позволяет организовать просмотр театральных и концертных программ. Планировка обеспечивает раздельную эксплуатацию клубной и зрелищной частей. Зрелищная часть традиционна для театров - по продольной оси расположены вестибюль, фойе и зрительный зал с обслуживающими помещениями. К вестибюлю с двух сторон примыкают крылья, в одном из них находятся административные помещения на первом этаже и спортивный зал на втором, а в другом - клубные помещения на первом и лекционный зал на втором этажах. Главный вход находится в уютном дворике, куда нужно пройти под колоннадой несколько тяжеловатого дорического ордера. Лучший клуб по этому проекту построен в 1953 г. в поселке шахты им. Абакумова (автор привязки архитектор Б. П. Жежерин).
Борис Петрович Жежерин (1912-2006), советский архитектор, лауреат Государственной премии УССР по архитектуре (1990), заслуженный архитектор УССР (1975), почётный член Академии архитектуры Украины (1994).
Коренной киевлянин. В 1937 году окончил архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института. Участвовал в проектировании и сооружении здания штаба Киевского особого военного округа по Коммунистической улице, 11 (ныне - здание Администрации Президента Украина, ул. Банковая, 11). В 1937 году был арестован и осуждён на 5 лет заключения за «антисоветскую агитацию», освобожден в 1942 году. Реабилитирован в середине 1950-х годов.
В 1943 году добровольцем ушёл на фронт, участвовал в боях на Курской дуге, за освобождение Украины. Получил тяжелое ранение, в результате чего был демобилизован, в 1944 году вернулся в Киев.
В 1944-1986 годах работал в институте «Гипроград» архитектором-автором, главным архитектором проекта, руководителем архитектурно-планировочной мастерской № 4. Является автором проектов восстановления Житомира, Коростеня, шахтных городов Донбасса, типовых проектов жилых и общественных зданий. Возглавлял проектирование театральных сооружений на Украине.
В типовом проекте клуба архитектора И. Е. Рожина не предусмотрено раздельное использование клубной и зрелищной частей, благодаря чему здание имеет более компактный объем. По этому проекту построен клуб шахты им. М. И. Калинина. По проекту архитектора Л. Л. Берберова восстановлен и реконструирован Дворец культуры им. И. Франко.
Лев Львович Берберов (1914 - 1978) - советский архитектор.
В 1937 году закончил Бакинский индустриальный институт. Во время Великой Отечественной войны работал в центре управления военного проектирования. Был главным архитектором Горловки, Сталино. Во время работы Берберова главным архитектором велись работы по восстановлению инфраструктуры города и зданий, разрушенных войной: шахт, заводов, корпусов Донецкого индустриального института, Центрального универмага, Государственного банка и других. Было завершено строительство плотины на реке Кальмиус, по которой прошёл проспект Дзержинского, соединивший посёлок Калиновка с центром города. В результате строительства этой плотины образовалось Нижнекальмиусское водохранилище. По его проекту был восстановлен и реконструирован Дворец культуры им. И. Франко
В 1949 году Берберов и архитекторы В. М. Орехов, Т. И. Бондаренко разработали для Гипрограда план формирования общественного центра города, а в 1953 году разработали проект детальной планировки центра Сталино, в который внесли существенные изменения по сравнению с планом 1949 года.
После возвращения в Баку большую известность получил в 60-70-е годы как хозяин львов-киноартистов.
Наиболее распространенный в то время типовой проект кинотеатра на 500 мест (архитектор В. В. Щербаков) использован для кинотеатра «Победа», построенного по проспекту Ильича (ныне Театр юного зрителя).
К числу крупных культурно-просветительных сооружений послевоенного периода относится возведенный на площади Ленина Донецкий государственный музыкально-драматический театр им. Артема (архитектор Е. И. Чечик). Облик театра, если не учитывать форму сценической части, напоминает древнегреческий храм и является примером неудачного использования классического наследия. Здесь же на площади, замыкая ее южную часть, в 1951 - 1956 годах построено здание Министерства угольной промышленности (архитекторы В. М. Орехов, В. Р. Косенко).
Начало строительства Донецкого государственного музыкально-драматического театра им. Артема
В послевоенный период Донецк становится крупнейшим научным центром республики - здесь строятся комплексы научно-исследовательских институтов. Наиболее значительным комплексом того времени был Донецкий научно-исследовательский угольный институт (ДонУГИ) Министерства угольной промышленности УССР, построенный в 1953 г. по проекту архитекторов В. К. Троценко и А. В. Лукьянова. Он занимает весь квартал; вдоль улицы Артема расположено протяженное здание лабораторного корпуса, состоящего из центрального объема с двумя боковыми крыльями. На противоположной стороне улицы в этот же период закончено строительство еще одного крупного архитектурного комплекса - Всесоюзного научно-исследовательского института горноспасательного дела (ВНИИГД) Министерства угольной промышленности СССР (архитектор А. П. Страшнов), который по общей композиции имеет много сходного с ДонУГИ.
Наряду с научно-исследовательскими институтами строятся здания проектных организаций - Донгипрошахт (1953 г., архитектор Г. И. Навроцкий, инж. В. В. Казанцев), Донбассводтрест (1953 г., архитектор Г. А. Благодатный) и другие.
Донгипрошахт
В послевоенный период в Донецке продолжалось строительство поликлиник, больниц, родильных домов на основе использования типовых проектов. С 1947 г. в проектировании наметилась тенденция к объединению больниц с поликлиниками. Большинство лечебно-оздоровительных учреждений размещались непосредственно в поселках, и только специализированные лечебно-оздоровительные учреждения строились в центральной части города по индивидуальным проектам. Среди таких учреждений привлекает внимание здание водолечебницы на 110 коек, построенной недалеко от Парка культуры и отдыха им. Щербакова (1952 г., архитектор Г. Г. Лукьянченко).
В центре города в 1953 году возведен комплекс Донецкого научно-исследовательского института травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения УССР, призванный обслуживать весь Донецкий угольный бассейн (архитектор Н. И. Яковлев).
Городской железнодорожный вокзал во время войны был разрушен, однако уже в 1951 году приняло пассажиров новое монументальное здание вокзала (архитектор И. И. Воронцов).
В послевоенное десятилетие построен один из первых на Украине аэропорт.
Аэропорт
Широко велось строительство общегородских и районных спортивных сооружений. В 1949 году на территории Центрального парка культуры и отдыха им. А. С. Щербакова построен стадион «Шахтер» (архитекторы Г. И. Навроцкий, С. И. Северин); первоначально его трибуны были рассчитаны на 25 тысяч зрителей; в 1967 году стадион реконструировали до вместимости - 43 тысячи зрителей (архитекторы В. Д. Проценко и Л. С. Барабаш).
Навроцкий Гергий Иванович — донецкий архитектор.
По его проектам построены цирк «Космос»(1969 год), дворец спорта «Шахтёр» (1953 год; архитекторы Г.И.Навроцкий, О.К.Терзян),стадион «Шахтёр» (1936 год; архитекторы Г.И.Навроцкий, С. И. Северин), здание Донгипрошахт (1953 год; архитектор Г.И.Навроцкий, инженер В.В.Казанцев), здание института Донецкпроект (архитекторы Г. И. Навроцкий, В. 3. Спусканюк, инженер П.Е.Кидалов), Северный автовокзал (1962 год; архитекторы В. Д. Проценко, В. 3. Спусканюк, Г. И. Навроцкий, инженер А. Н. Булат) и другие здания, микрорайон Кальмиусский (архитекторы В. И. Косарев, М. Г. Навроцкий, В. К. Сэмка). Принимал участие в разработке институтом «Гипроград» схемы развития центральных районов Донецка 1945 года.
В конце карьеры Георгий Иванович занимался промышленным проектированием. Освоил технологию шахтного строительства, получил медаль ВДНХ, ввел новую типологию шахты (за сокращение территории поверхностной застройки в 5 раз). Нынешний Донецк украшают его здания.
Несколько десятилетий Навроцкий считался одним из лучших архитекторов города – сначала Сталино, потом Донецка. В его послужном списке – четыре здания, признанных памятниками архитектуры.
Стадион "Шахтер"
В 1954 году на территории, примыкающей к улице Артема, по проекту архитектора Е. А. Ревина строится самый крупный по тем временам стадион «Локомотив», трибуны которого вмещали 40 тысяч зрителей.
В Донецке был построен первый в УССР крытый спортивный зал, где предусмотрены места для зрителей (1953 г., архитекторы Г. И. Навроцкий, О. К. Терзян). Это гимнастический зал добровольного спортивного общества «Шахтер». Основной зал размером 30 X 30 м имеет трибуны для 600 зрителей; кроме того, в комплекс входят залы для занятий тяжелой атлетикой, фехтованием и боксом. Все раздевальные с душевыми, инструкторские, массажные и другие подсобные помещения находятся в подтрибунном пространстве. Несмотря на небольшие размеры, крытый спортивный зал в Донецке сыграл огромную роль в формировании нового типа общественных зданий и является прообразом современных многофункциональных спортивных залов.
В послевоенный период в городе продолжалось строительство торговых учреждений. В большинстве случаев они занимали первые этажи жилых домов на центральных магистралях. В редких случаях строились отдельно стоящие здания столовых, ресторанов и кафе. К наиболее значительным торговым учреждениям относится крытый рынок, законченный строительством в 1957 г. (архитекторы К. С. Фельдман, Н. А. Набережных). Здание имеет центричную композицию с купольным покрытием.
В послевоенное десятилетие в Донецке сооружаются памятники и монументы, которые не только увековечивают память о выдающихся личностях и знаменательных исторических событиях, но и становятся важными композиционными акцентами архитектурных и парковых комплексов, обогащают художественный облик города. Это памятник четырем героям-стратонавтам, погибшим в 1938 году вблизи Донецка (скульпторы А. Е. Белостоцкий, Э. И. Фридман, Г. Л. Пивоваров, архитектор Н. К. Иванченко), памятник Тарасу Шевченко, (скульпторы М. К. Вронский, А. А. Олейник, архитектор В. А. Шарапенко) и другие.
Памятник четырем героям-стратонавтам, погибшим в 1938 году вблизи Донецка
Со второй половины 50-х годов в Донецке развернулось массовое жилищное строительство. На свободных территориях создаются крупные новые жилые массивы, в том числе Донецкие Черемушки - в Калининском районе, шахты «Петровская-Глубокая» - в Кировском, объединенные жилые образования Мушкетовских шахт, а также шахт «Глубокая» и «Восточная» - в Пролетарском районе и ряд других. Они были размещены, в основном, на значительном удалении от центра города.
В 1956-57 годах начался переход к застройке крупными жилыми массивами с использованием типовых проектов, индустриализации строительного процесса и организации поточного возведения зданий. Первым таким экспериментальным жилым районом явился массив в Калининском районе города - так называемые Донецкие Черемушки, застройка которого началась в 1959 году. К этому времени в Донецке вступил в строй завод по выпуску железобетонных изделий для 5-этажных жилых домов. Это были бескаркасные крупнопанельные жилые дома. В сравнении с каркасно-панельными они более индустриальны, но сильнее подвержены разрушению в случае просадки грунтов. Возникла настоятельная необходимость создания крупнопанельных зданий, которые можно было бы строить над горными выработками. В Донецком филиале Гипрограда (впоследствии - Донбасгражданпроект) совместно с ДонпромстройНИИпроектом и НИИ оснований и подземных сооружений была проведена большая исследовательская работа, в результате которой такие дома были созданы. Потребовавшиеся конструктивные дополнения не затронули даже всего здания. Оказалось необходимым усилить лишь фундаменты и разрезать дом на статически независимые друг от друга секции. Первые в стране 5-этажные дома выдержали проверку на прочность и открыли путь для массового индустриального домостроения. Вскоре в центре Донецких Черемушек выросли первые в стране три 9-этажных дома, а с 1979 г. в городе строятся 14-этажные (архитекторы А. Д. Кузнецов, П. П. Савченко, конструктор Грингауз Р. Л.).
В 1978 году группе архитекторов и инженеров (П. И. Вигдергаузу, В. П. Кишканю, И. Н. Седаку, Д. М. Цимиданову, Б. Ф. Девятловской, Д. П. Родионову, В. П. Миронову, В. Ф. Пеклуну) за ландшафтную архитектуру центра Донецка присуждена Государственная премия СССР.
Павел Исаакович Вигдергауз (1925 — 2013) — советский и украинский архитектор, лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный архитектор Украины.
Благодаря его ландшафтной архитектуре Донецк в 70-х годах прошлого века был признан ЮНЕСКО самым зеленым промышленным городом мира, заслужив славу города миллиона роз.
Карандашу неутомимого донецкого архитектора Павла Вигдергауза принадлежит большая часть построек прошлого века. Творческая работа архитектора насчитывает более 55 лет. За это время построено огромное количество зданий по проектам архитектора Вигдергауза Павла Исааковича, который является членом Союза архитекторов УССР с 1957 года. В числе его работ — скульптурные памятники, храмы, медицинские и образовательные учреждения, жилые и административные здания, спортивные сооружения. Большинство его проектов воплощено в Донецке, однако, есть его объекты и в других городах Донецкой области и бывшего СССР. Одна из работ архитектора Вигдергауза Павла Исааковича уже много лет считается символом Донбасса — памятник «Слава шахтёрскому труду», установленный на Шахтёрской площади города Донецка.
Список авторских работ
и многие другие…
Ясиноватая. Страница истории.